Мы рассмотрим ключевые вопросы, связанные с решением Red Bull заменить Лиама Лоусона на Юки Цуноду перед предстоящим Гран-при Японии в Сузуке.
Почему замена происходит именно сейчас?
В заявлении, подтверждающем «ротацию пилотов» в четверг утром, Red Bull подчеркнули, что это «исключительно спортивное решение», призванное помочь команде вернуть себе Кубок конструкторов, который они уступили McLaren в прошлом году.
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер также упомянул «обязанность заботы» о Лоусоне и заявил, что этот шаг поможет «защитить и развить» его после двух сложных гонок на RB21.
- Red Bull заявляет об «обязанности заботы» при подтверждении замены Лиама Лоусона на Юки Цуноду
Однако, каковы бы ни были истинные причины столь быстрого изменения решения о зимнем повышении Лоусона из младшей команды Racing Bulls, этот шаг трудно назвать иначе как жестоким, особенно по отношению к 23-летнему новозеландцу.
Также нельзя отрицать, что два гоночных уикенда Лоусона за рулем одной из четырех быстрейших машин 2025 года оказались провальными. На удивление провальными.
Результаты в квалификациях: 18-е, 20-е и 20-е места — худшая серия для пилота Red Bull за 20-летнюю историю команды — сменились результатами в гонках: сход (авария) на Гран-при Австралии, 14-е место в спринте в Китае и 12-е место на Гран-при Китая, где три гонщика, шедшие впереди Лоусона, были дисквалифицированы.
В резком контрасте, действующий чемпион мира Макс Ферстаппен ни разу не квалифицировался за пределами двух первых рядов стартовой решетки и финишировал вторым, третьим и четвертым на той же машине RB21.
Эти результаты означают, что Ферстаппен всего на восемь очков отстает от лидера чемпионата Ландо Норриса, но из-за того, что Лоусон не набрал очков, Red Bull, занимающая третье место, уже на 42 очка отстает от McLaren в борьбе за Кубок конструкторов, который определяет призовые деньги команд в конце сезона.
Очевидно, что результаты Лоусона в первых двух гонках сезона были неудовлетворительными, особенно в сравнении с тем, как Ферстаппен смог использовать ту же машину. После квалификации в Шанхае, где он снова оказался последним, Лоусон признал, что его темп «просто недостаточно хорош».
Крейг Слейтер из Sky Sports News отметил: «Это может показаться жестоким, но не может ли быть так, что отстранение его от гонок пойдет ему на пользу в долгосрочной перспективе?»
«Ему было гораздо труднее, чем ожидалось, освоиться с этой машиной. Я разговаривал с людьми, которые следят за выступлениями Лоусона в первые два гоночных уикенда. Они использовали такие фразы, как «измотан», «в растерянности» и «слишком рано».
«Результаты, пусть и на небольшой выборке, сильно отстают. 19-е и два 20-х места в квалификациях — это не уровень Red Bull».
Результаты Лиама Лоусона в Red Bull
Событие | Результат |
---|---|
Квалификация Гран-при Австралии | 18-е место |
Гран-при Австралии | Сход |
Квалификация спринта Гран-при Китая | 20-е место |
Спринт Гран-при Китая | 14-е место |
Квалификация Гран-при Китая | 20-е место |
Гран-при Китая | 12-е место |
Почему Лоусону не дали больше времени?
Это один из ключевых вопросов, который неизбежно будет задан Хорнеру, когда он предстанет перед СМИ в Сузуке.
Разве Лоусон не заслуживал больше времени, чтобы переломить ситуацию и обрести уверенность в машине, которую даже Ферстаппен назвал сложной? Red Bull признали в четверг, что «с RB21 предстоит проделать большую работу».
От Даниила Квята до Пьера Гасли, Red Bull имеет историю безжалостных замен пилотов по ходу сезона, но отстранение Лоусона так рано в кампании — это нечто совершенно иное с точки зрения того, как быстро это произошло.
Хотя Лоусон пояснил в воскресенье, что его замечание после квалификации в Китае «У меня действительно нет времени», чтобы изменить ситуацию, на самом деле относилось к тому, что сезон уже идет полным ходом, и гонки идут одна за другой, в конечном итоге это оказалось верным в более буквальном смысле.
К тому же, Лоусон пришел в старшую команду Red Bull, имея за плечами всего 11 стартов в Гран-при в младшей команде, и никогда не выступал ни на одной из первых двух трасс в календаре этого года — Альберт-Парке и Шанхайском международном автодроме.
По иронии судьбы, у него есть опыт выступлений в Сузуке благодаря сезону в японской Super Formula в 2023 году и участию в Гран-при того же года за AlphaTauri, где он финишировал 11-м, на одну позицию опередив Цуноду.
Следующей трассой после Сузуки будет Бахрейн, где Лоусон впервые тестировал RB21 на предсезонных тестах.
Бывало ли такое, что пилота Формулы-1 увольняли так скоро?
В 75-летней истории Формулы-1 были примеры большинства сценариев, но чтобы команда увольняла пилота так скоро после начала кампании — это, конечно, не обычное дело.
В совершенно иных обстоятельствах, чем у Лоусона, который сохраняет место в гоночной системе Red Bull, самым коротким пребыванием в якобы постоянной команде в этом веке был японец Юдзи Иде. FIA отозвала суперлицензию у 31-летнего «новичка» после четырех гонок за команду Super Aguri, спонсируемую Honda, в начале сезона 2006 года. Иде больше никогда не появлялся на стартовой решетке.
В более позднее время, нидерландец Ник де Врис продержался всего 10 гонок в 2023 году в Racing Bulls, прежде чем его заменили вернувшимся Даниэлем Риккардо.
В 2019 году Red Bull поменяли местами Пьера Гасли и Алекса Албона в своих двух составах после того, как первый провел всего 12 гонок за старшую команду.
Почему Лоусона повысили вместо Цуноды в первую очередь?
19 декабря, незадолго до Рождества, Red Bull подтвердили Лоусона новым напарником Ферстаппена.
Хотя в последние недели прошлого года становилось все более очевидно, что Red Bull наконец решили расстаться с испытывающим трудности Серхио Пересом и достигнут с ним соглашения, несмотря на наличие двухлетнего контракта, также было совершенно ясно, что именно Лоусон, а не более опытный Цунода, получит приглашение заменить его.
Но хотя в обращении старшей команды Red Bull к младшей команде за новым пилотом не было ничего нового — Лоусон стал седьмым за последние 16 лет, кто получил внутреннее повышение — решение вызвать новозеландца вместо Цуноды вызвало споры.
Лоусон впервые участвовал в гонках Формулы-1 в сезоне 2023 года, когда заменил Даниэля Риккардо в AlphaTauri, которая теперь называется Racing Bulls, после того, как австралиец сломал кость на руке.
Лоусон произвел хорошее впечатление во время своего появления в 2023 году, набрав очки в Сингапуре, а также дважды финишировав в одном месте от очковой зоны — 11-м.
Год спустя он полностью заменил Риккардо на последние шесть этапов 2024 года, но проиграл Цуноде в квалификациях 4-2, и Цунода также набрал больше очков.
Тем не менее, Лоусон был полон решимости проявить себя, и, как понимали боссы Red Bull, у него был необходимый характер, чтобы стать напарником Ферстаппена, чья неумолимая скорость и результаты являются высшим мерилом.
Относительно небольшие ранние отставания Лоусона от Цуноды также указывали на перспективу дальнейшего роста по мере накопления опыта.
Почему Цунода сейчас, а не три месяца назад?
Другими словами, если Цунода — подходящий пилот для повышения сейчас, то почему он не был им, когда Лоусона повысили на это место в первую очередь? Является ли разворот на 180 градусов исключительно результатом неудач Лоусона? Или впечатляющая форма Цуноды в начале этого сезона в совокупности изменила мнение руководства Red Bull о его пригодности для этой роли?
Аргумент против последнего заключается в том, что Цунода уже провел 87 гонок за четыре сезона в Racing Bulls на момент первоначального решения не повышать его еще в декабре, поэтому трудно представить, что могло принципиально измениться в оценках способностей 24-летнего пилота за три месяца и две гонки.
Как теперь проявит себя Цунода?
Репортер Sky Sports News Крейг Слейтер:
«Цуноде будет тяжело заменить Лоусона. У него не было предсезонных тестов на этой машине, но он будет выступать на домашней гонке, и он постоянно говорил, что хочет получить эту возможность.
«Теперь он ее получил, так что посмотрим, что он сможет сделать».
Да, Цунода начал новую кампанию особенно впечатляюще, с тремя попаданиями в топ-10 в квалификациях и сильными гоночными выступлениями на машине Racing Bulls, которая выступает на удивление хорошо, а советник Red Bull Хельмут Марко в последние недели намекал, что «Юки — это другой Юки по сравнению с прошлыми годами».
Он по-прежнему сохраняет связи с Honda, давние отношения, которые, как считалось, могли сыграть против Цуноды, учитывая, что японский производитель переключает свои двигательные пристрастия в Формуле-1 на Aston Martin после этого сезона.
Так неужели те опасения, которые Red Bull, должно быть, испытывали по поводу предоставления места Цуноде в первую очередь, несмотря на его больший опыт по сравнению с Лоусоном, внезапно исчезли? Или у них не осталось иного выбора, кроме как попробовать следующий логичный вариант, который был им доступен?
Хорнер заявил в четверг, что «опыт Юки окажется весьма полезным для разработки текущей машины», подразумевая, что его опыт, возможно, лучше подходит для машины, которая выступает не так хорошо, как надеялась команда.
Что, если Цунода выступит не лучше Лоусона на этом месте?
Опять же, это тот насущный вопрос, который, вероятно, будет задан Хорнеру при его следующем общении со СМИ.
Известно, что, в отличие от Лоусона, Цунода не сможет привыкнуть к своей новой машине на предсезонных тестах, и японский гонщик сразу же окажется в центре внимания RB21 на первой тренировке на своей домашней трассе в Сузуке. По крайней мере, он должен получить время на симуляторе, чтобы привыкнуть к ее настройкам на базе команды в Милтон-Кейнсе перед вылетом в Японию.
Цунода, несмотря на больший опыт в Формуле-1, также менее знаком с основной командой Red Bull в целом, учитывая, что Лоусон несколько лет был связан с ними в качестве резервного пилота.
Хотя и не так значительно, как другие молодые пилоты в других местах, Лоусон проехал на машинах Red Bull на тестах больше, чем Цунода, единственная поездка которого на одной из их машин состоялась во время одного дня в Абу-Даби на послесезонных тестах в декабре. Тест, на котором, кстати, по словам Хорнера, Цунода показал себя хорошо.
Что обо всем этом может подумать Ферстаппен?
«Будет интересно услышать мнение Макса по этому поводу», — сказал Слейтер после объявления в четверг.
«Одобрит ли он это как прагматичный и правильный шаг? Или это будет расценено как еще один пример команды, которая сейчас не уверена в своих решениях?»
Мы не услышим мнения Ферстаппена лично до начала уикенда в Сузуке, хотя спекуляции о его возможной точке зрения уже подогреваются активностью его официального аккаунта в Instagram.
Утром объявления Red Bull официальный аккаунт Ферстаппена «лайкнул» пост бывшего гонщика Формулы-1 и соотечественника-голландца Гидо ван дер Гарде в социальной сети, в котором телеведущий раскритиковал действия команды и высказался в поддержку Лоусона.
Длинный пост Ван дер Гарде содержал обвинение: «На мой взгляд, это больше похоже на издевательство или панический шаг, чем на реальные достижения спортсмена высокого уровня. Они приняли решение — полностью осознавая — дали Лиаму две гонки, только чтобы сломить его дух».
Red Bull заявили, что пошли на замену из «обязанности заботы, чтобы защитить и развить Лиама».
Ван дер Гарде также написал: «Да, он выступил хуже ожиданий в первых двух гонках — но если кто и осознает это, так это он сам. Возможно, он сам предложил это, но если нет, я желаю Лиаму сил и мужества, чтобы выйти на старт в Японии. Верь в себя, подними голову, докажи им, что они неправы».
Его пост также лайкнули аккаунты бывшего пилота Red Bull Гасли — последнего пилота, которого перевели обратно в младшую команду после всего 12 гонок в 2019 году — и Оскара Пиастри из McLaren.
Хотя мы не знаем, в каком контексте был поставлен «лайк» от аккаунта Ферстаппена или какой именно аспект поста он касался, мы знаем, что чемпион мира выразил поддержку Лоусону в ходе уикенда Гран-при Китая на фоне большого разрыва в темпе между ними.
Он сказал De Telegraaf: «Если вы посмотрите на разницу между двумя пилотами в других командах, они все ближе друг к другу.
«Это также показывает, что наша машина чрезвычайно сложная. Я думаю, если посадить Лиама в машину Racing Bulls, он поедет быстрее. Я действительно так думаю. Эта машина проще в управлении, чем наша».
Позже Sky Sports Italy спросили Ферстаппена о конкурентном старте сезона, который показала младшая команда Red Bull, и он загадочно ответил: «Я имею в виду, они выступают очень хорошо, они очень близки ко мне. Может быть, это тоже о чем-то говорит, но да, я не знаю».
Почему Red Bull не подписали более опытного пилота в этом году?
Ну, в том-то и дело. Они подписали — Переса.
Проблема заключалась в том, что двухлетний контракт, который они дали мексиканскому ветерану на сезоны 2025 и 2026 годов в июне прошлого года, не помог ему вернуть свою лучшую форму.
Испытывая трудности с машиной Red Bull и постепенно теряя уверенность в ней, Перес закончил сезон с результатом в девять очков за последние восемь гоночных уикендов и ни одного подиума за последние 19 этапов. Это фактически стоило Red Bull Кубка конструкторов, что сделало ранний разрыв неизбежным.
Переподписав Переса, Red Bull решили проигнорировать возможность нанять Карлоса Сайнса, своего бывшего младшего пилота, когда тот еще был свободным агентом после ухода из Ferrari.
Объясняя это решение, Хорнер несколько загадочно сказал в интервью Sky Sports News в конце прошлого сезона, что «нужно смотреть на различные критерии и динамику».
Повторное привлечение Риккардо в Racing Bulls в качестве своего рода страховки на случай, если Перес не вернется к своей лучшей форме, также в конечном итоге не сработало: австралиец уступал Цуноде, прежде чем был заменен Лоусоном после Гран-при Сингапура.
Напарники Макса Ферстаппена в Red Bull
Пилот | Сезон(ы) | Гонки |
---|---|---|
Даниэль Риккардо | 2016-2018 | 58 |
Пьер Гасли | 2019 | 12 |
Алекс Албон | 2019-2020 | 26 |
Серхио Перес | 2021-2024 | 90 |
Лиам Лоусон | 2025 | 2 |
Почему так много пилотов испытывали трудности в качестве напарника Ферстаппена?
Цунода станет шестым напарником Ферстаппена в Red Bull за 10 сезонов.
После того, как Риккардо по собственной инициативе ушел в Renault в 2019 году, соблазнившись выгодным предложением, два следующих эксперимента Red Bull с перспективными пилотами из собственной программы — Гасли и Алексом Албоном — продлились всего 12 и 26 гонок соответственно.
Это привело к тому, что с 2021 года они сделали ставку на Переса, и, когда Red Bull вернулись к победам в чемпионате в последующие годы, эта схема работала хорошо, пока в середине 2023 года характеристики машины Red Bull не начали вызывать у мексиканца повторяющиеся проблемы.
В 2025 году машина немного отличается, но Лоусон обнаружил, что новая RB21 так же сложна в управлении.
«Чтобы управлять машиной Формулы-1, нужна 100-процентная уверенность в том, что ты делаешь», — сказал он Sky Sports F1 после квалификации в Китае.
«Дело не в том, что я не чувствую себя уверенно, но окно возможностей настолько мало, что сейчас я, кажется, просто не попадаю в него. Мне просто нужно разобраться».
Разве машина Red Bull разработана только под Ферстаппена?
Это распространенный вопрос, хотя было бы слишком упрощенно прийти к такому выводу, учитывая, что инженеры Red Bull, как и все команды, просто пытаются создать самую быструю машину, какую только могут.
Задача Red Bull в настоящее время усложняется тем, что за последний год они уступили McLaren — а временами и другим соперникам — в спортивной иерархии после двух сезонов рекордного доминирования.
«Макс довольно конкретен в том, что он хочет от машины, чтобы сделать ее быстрой, и это, как правило, очень позитивная передняя часть машины, очень острый доворот», — сказал Хорнер Sky Sports F1 в Китае.
«Недостатком этого может быть то, что она становится немного более нестабильной, и, возможно, ее немного сложнее водить, особенно когда условия меняются, или ветер меняется, или температура трассы меняется. Но, безусловно, он ценит это чувство от передней части машины».