Быть напарником Макса Ферстаппена было проблемой последние шесть лет, но шокирующее понижение Лиама Лоусона всего после двух гонок — это крайность, даже по стандартам Red Bull.
Юки Цунода станет последним гонщиком, занявшим место, которое почти все считают самым сложным в Формуле-1, в то время как Лоусон возвращается в Racing Bulls, где, как надеются, он восстановит уверенность.
Лоусон был выбран преемником Серхио Переса зимой после того, как собственные трудности мексиканца в болиде оказали серьезное влияние на то, что Red Bull не удалось сохранить Кубок конструкторов.
- Red Bull заявляет о «долге заботы» о Лиаме Лоусоне после обмена на Юки Цуноду
- Жесткая замена пилотов Red Bull: ключевые вопросы и те, которые еще предстоит задать
Хотя Перес провел четыре сезона в Red Bull, он не был постоянно близок к Ферстаппену на протяжении этого периода. До этого Алекс Албон продержался всего 18 месяцев, а Пьер Гасли — полсезона.
Это приводит к вопросу, почему так сложно быть напарником Ферстаппена?
Уникальный стиль вождения Ферстаппена

Одна из теорий, объясняющих трудности напарников Ферстаппена, заключается в том, что Red Bull разрабатывает и настраивает болид, который соответствует стилю вождения четырехкратного чемпиона мира.
Короче говоря, некоторые гонщики предпочитают болид с большей недостаточной поворачиваемостью, а другие — с большей избыточной поворачиваемостью. Ферстаппен относится к последней категории, но ему также нравится, чтобы болид резко поворачивал на входе в поворот.
Смотрите также:
-
F1 в 2025 году: Полный календарь гонок
-
Слушайте подкаст The F1 Show
-
Жесткая замена пилотов Red Bull: ключевые вопросы, на которые нужно ответить
Идеальный гоночный автомобиль не должен иметь ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости, но болид Формулы-1 обычно имеет либо одно, либо другое, а иногда и то и другое.
«Мне нравится острый болид, но с задней частью, которая достаточно стабильна для контролируемого баланса», — сказал Ферстаппен о своем стиле вождения.
«Мне нравится сильная передняя часть. Я не очень люблю недостаточную поворачиваемость. Она просто убивает все ощущения от болида. Сильная передняя часть с задней, которая находится на грани. Но, конечно, вам все равно нужно полагаться на эту заднюю часть».

Албон был напарником Ферстаппена в последней части 2019 года и весь сезон 2020 года. В то время как Ферстаппен изо всех сил старался бросить вызов могущественным Mercedes, Албон боролся за выход в Q3 и регулярно пробивался через пелотон, чтобы набрать очки.
Выступая в подкасте High Performance Podcast в 2023 году, Албон использовал сравнение с компьютерной игрой, чтобы помочь людям понять, с чем он столкнулся в Red Bull с точки зрения вождения.
«Первое, что нужно сказать, многие говорят, что этот болид построен вокруг него, он как бы Майкл Шумахер из Ferrari, он создал эту команду вокруг себя», — объяснил Албон.
«По правде говоря, болид таков, какой он есть, он очень быстр. У него довольно уникальный стиль вождения, к которому не так-то просто привыкнуть.

«У каждого есть свой стиль вождения, я бы сказал, что мой стиль вождения немного более плавный, но мне нравится болид с хорошей передней частью, то есть довольно резкий, довольно прямой. Максу тоже, но его уровень резкости и прямоты — это совершенно другой уровень — он до слез резкий.
«Чтобы дать людям, возможно, объяснение того, что это может быть за ощущение, если вы полностью увеличите чувствительность [в компьютерной игре] до максимума и переместите мышь, и она просто будет метаться по экрану повсюду, вот примерно такое ощущение. Он становится настолько резким, что вас немного напрягает».
Так разрабатывает ли Red Bull болид таким образом?

Ферстаппен находится в Red Bull с 2016 года, и после нескольких сезонов он редко выпадал из темпа и не был лидирующим гонщиком с точки зрения чистой производительности.
После нескольких аварий и разворотов в первой половине 2018 года Ферстаппен имел преимущество над Даниэлем Риккардо до конца того года.
С начала 2019 года голландец только 12 раз проигрывал квалификацию Гасли (один раз), Албону (один раз) и Пересу (10) — несколько из этих случаев можно отнести к невезению, ошибкам команды или тактическим решениям из-за штрафов на стартовой решетке. Так неужели на протяжении всех изменений в регламенте и конструкциях болидов за этот период Red Bull действительно отдавала предпочтение Ферстаппену?
«Вы всегда стремитесь к максимальной производительности», — заявил руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер Sky Sports F1 во время уик-энда Гран-при Китая.
«Быстрые болиды никогда не бывают легкими в управлении, но мы знаем, что есть производительность, которую нам нужно найти, и нам нужны оба пилота на передовой, если есть хоть какой-то шанс побороться за Кубок конструкторов, и, по крайней мере, за Кубок пилотов, вам нужно иметь второй болид в игре. Нельзя сделать это на одной ноге».

Подталкиваемый дальше, Хорнер интересно сказал: «Он [Ферстаппен] постоянно просит все больше и больше передней части болида, и вы всегда будете следовать направлению вашего более быстрого гонщика, и это ведет организацию с точки зрения ее развития».
Несмотря на это признание Хорнера, Ферстаппен не был полностью доволен болидом Red Bull почти 12 месяцев с тех пор, как McLaren начала выигрывать гонки в прошлом году.
Видно, как он пилит руль или несколько раз резко поворачивает болид туда, куда хочет в поворотах, поэтому сложно сказать, что, например, Red Bull этого года ему подходит. Разница в том, что его исключительный талант позволяет выжать максимум из своей техники, даже если она ему не по душе.
Нет уверенности — большая проблема

Гонщики Формулы-1 принимают сотни решений за гоночный круг, и каждое из них имеет значение для производительности.
Когда тормозить? Насколько сильно тормозить? Когда поворачивать болид? Насколько сильно поворачивать болид? Какую траекторию выбрать в повороте? Насколько сильно и когда нажимать на газ? Все это происходит за считанные секунды, а во время гонки вы делаете это, идя бок о бок.
Если есть какое-либо чувство осторожности или недостатка доверия к болиду, то у вас проблемы, и давление только возрастает при вождении за такую топ-команду, как Red Bull.
«Лоусон отстал от Ферстаппена на семь десятых в Q1 в Китае, а Ферстаппен был третьим, он был 20-м», — сказал Мартин Брандл из Sky Sports F1, который испытал трудности, будучи напарником молодого Михаэля Шумахера в Benetton в 1992 году.
«Вы думаете: „ну, это полдесятых на поворот, это выполнимо“, но это не так. Это так трудно найти. Это фундаментальный сдвиг, который вам нужно найти — семь десятых секунды».

Недавняя закономерность в Red Bull заключалась в том, что Перес был относительно близок к темпу Ферстаппена на ранних этапах 2023 и 2024 годов. Однако по мере развития сезона разрыв между парой Red Bull увеличивался, и Албон предположил, что это связано с тем, что болид разрабатывается для Ферстаппена, который быстрее, но сложнее в управлении.
«В итоге получилось так, особенно в мой год, вы начинаете немного отставать, но не намного, а затем, по ходу сезона, Макс хочет эту переднюю часть в болиде, он хочет, чтобы его болид был все резче и резче», — объяснил он.
«По мере того как он становится все резче и резче, он едет все быстрее и быстрее, и чтобы догнать его, вам нужно начать немного больше рисковать. Вы можете отставать на пару десятых в одной сессии, просто попробуйте немного больше, „Окей, я вылетел, я попал в аварию“, и вам нужно перезапуститься.

«Тогда вы немного теряете уверенность, это занимает немного больше времени, этот разрыв немного увеличивается, и в следующий раз, когда вы пытаетесь выйти и выполнить другую работу, еще один разворот или еще что-то — это просто начинает нарастать как снежный ком. Каждый раз, когда болид становится все резче и резче, вы начинаете становиться все более напряженным.
«Это как в любом виде спорта, если вы начинаете выходить из этого состояния потока, и вам приходится действительно думать об этом, и каждый раз, когда вы входите в поворот, вы не знаете, как он отреагирует. Это чисто уверенность в болиде, поток. Это не работает, это никогда не работает».
Ферстаппен просто слишком хорош?

При всех разговорах о стилях вождения и разработке болида для Ферстаппена, нет сомнений в том, что значительным фактором является то, что четырехкратный чемпион мира исключителен.
Нико Росберг из Sky Sports F1 говорит, что Ферстаппен был лучшим гонщиком, с которым он когда-либо гонялся, и ставит его в пятерку величайших гонщиков Формулы-1 всех времен вместе с Михаэлем Шумахером, Айртоном Сенной, Льюисом Хэмилтоном и Хуаном Мануэлем Фанхио.
Ферстаппен находится на пике своих возможностей и продемонстрировал это в 2024 году, когда он, возможно, выиграл титул, не имея лучшего болида, да еще и за две гонки до конца сезона.
Вполне возможно, что большинству пилотов на стартовой решетке было бы трудно сравниться с Ферстаппеном на том же болиде, настолько велико его мастерство.
«Он феноменальный талант. Способности, которыми он обладает, вы видите их снова и снова», — сказал Хорнер.
«Всегда задним числом оглядываешься назад. Мы знаем, насколько хорош Макс. Я думаю, что остальной мир начинает ценить, насколько он особенный».