Почему Red Bull уволила Кристиана Хорнера? Возможные причины отставки многолетнего руководителя команды Ф1

Новости спорта » Почему Red Bull уволила Кристиана Хорнера? Возможные причины отставки многолетнего руководителя команды Ф1

Новость об увольнении Кристиана Хорнера из Red Bull шокировала мир спорта. Самый долго работавший руководитель команды Формулы 1 был внезапно смещен со своего поста с немедленным вступлением в силу.

В заявлении, опубликованном в среду и подтверждающем уход Хорнера, Red Bull не назвала причину увольнения 51-летнего специалиста после 20 лет его руководства командой.

Мартин Брандл рассказал, что Хорнер сообщил ему, будто Red Bull «не назвала причину». На место британца был назначен Лоран Мекис, переведенный с должности руководителя юниорской команды Racing Bulls.

Кристиан Хорнер, проработавший на посту руководителя 20 лет, эмоционально попрощался с сотрудниками Red Bull, назвав это самым большим привилегией в своей жизни.

Хотя внезапный уход Хорнера посреди сезона стал шоком, бурный характер последних 18 месяцев его пребывания у руля команды указывает на ряд возможных причин такого решения.

Пока страсти вокруг ухода Хорнера не улеглись, давайте проанализируем факторы, которые могли повлиять на его смещение.

Ухудшение формы Red Bull?

После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен уверенно завоевал титул чемпиона, а Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, команда начала 2024 год в доминирующем стиле, одержав четыре победы в первых пяти этапах.

Однако, начиная с Гран-при Майами в мае 2024 года, их внезапно догнали Ferrari и McLaren. Ферстаппену пришлось использовать свой ранний отрыв по очкам, чтобы удержать Ландо Норриса и завоевать свой четвертый подряд титул.

Мартин Брандл размышляет об увольнении Кристиана Хорнера из Red Bull после 20 лет работы руководителем команды Формулы 1.

Такие качели в форме, начавшиеся во второй половине прошлого года, продолжились и в этом сезоне. Red Bull явно отстает от McLaren, а их отставание от лидеров к середине сезона приближается к 300 очкам.

Хорнер и раньше руководил командой в периоды, когда Red Bull не выигрывала, так что эта ситуация не является новой. Однако внезапное падение формы — в рамках текущего регламентного цикла — стало тревожным сигналом, такого в Формуле 1 видели редко.

Хотя спад, несомненно, вызывает беспокойство у руководства Red Bull, Хорнер всего шесть месяцев назад добился редкого достижения — четырех подряд титулов чемпиона среди пилотов. Поэтому результаты только этого сезона вряд ли могли стать единственной причиной его увольнения.

Проблемы со вторым пилотом Red Bull

В то время как Ферстаппен, вероятно, был самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, на другой стороне гаража Red Bull разворачивалось неловкое зрелище, бросающее тень на Хорнера.

Его решения уже вызывали вопросы, когда Серхио Пересу пришлось выплатить компенсацию за разрыв контракта в конце прошлого сезона, всего через шесть месяцев после его продления.

Ситуация усугубилась в начале этого года, когда Хорнер понизил Лиама Лоусона, вернув его в Racing Bulls всего через две гонки после сезона, хотя ранее решил продвинуть новозеландца, предпочтя его более опытному Юки Цуноде.

Например, Юки Цунода из Red Bull и Карлос Сайнс из Williams рано завершили квалификацию в Испании.

После этого японский пилот показывал себя немногим лучше, зачастую финишируя позади Лоусона и его напарника по Racing Bulls Исака Хаджара.

Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Албон, которые сейчас зарекомендовали себя как очень сильные пилоты Формулы 1, были быстро уволены в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли соответствовать темпу Ферстаппена. Однако разрыв между результатами гонщиков команды в этом сезоне стал экстремальнее, чем когда-либо.

Независимо от того, считать ли это плохим выбором пилотов или фундаментальной проблемой, связанной с тем, что машина стала слишком сложной для пилотирования любым, кроме Макса, ни одна из этих версий не выставляет Хорнера в хорошем свете.

«Ферстаппен или Хорнер»?

Превращение Red Bull в фактически команду одного пилота за последние пару лет дало Ферстаппену и — что, возможно, важнее — его советникам огромную власть.

Хотя отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались крепкими, того же нельзя было сказать о его отце, Йосе. В начале 2024 года между ними возник конфликт, в ходе которого бывший пилот Формулы 1 публично призвал к увольнению Хорнера.

Ситуация, казалось, стабилизировалась, но оставалось ощущение, что крайняя степень конфликта сделает истинное восстановление отношений маловероятным. Тем временем младший Ферстаппен никогда не пытался скрывать свое доверие и преданность отцу.

По мнению Теда Кравица, Йос и Макс Ферстаппены одержали верх в борьбе за власть в Red Bull над Кристианом Хорнером, который был уволен с поста руководителя команды.

С учетом этого, перенесемся в лето этого года, когда главной темой обсуждений в Формуле 1 в последние недели стало будущее Ферстаппена. Это произошло после того, как руководитель Mercedes Тото Вольфф подтвердил «разговоры», происходящие за закрытыми дверями с окружением голландца, включающим его отца и менеджера Раймонда Вермюлена.

Одна из теорий, появившихся после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда больше, чем когда-либо, зависит от Ферстаппена, его окружение могло использовать свои рычаги давления на владельцев, намекая, что четырехкратный чемпион мира, вероятно, останется, если руководство изменится.

Контракт Ферстаппена с Red Bull действует до 2028 года, но известно, что он содержит пункты о расторжении. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался однозначно подтвердить свое будущее в команде, по большей части избегая вопросов на эту тему.

Поэтому будет очень интересно увидеть, как разовьется ситуация. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут увидеть в этом связь. Если он уйдет, эта гипотеза, вероятно, будет опровергнута.

Обвинения против Хорнера все еще имеют значение?

Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull был нанесен в феврале 2024 года, когда сотрудница команды выдвинула против него обвинения в ненадлежащем поведении.

Характер обвинений, которые он постоянно отрицал, поставил положение Хорнера под угрозу. Однако он выдержал своего рода медиа-шторм и был оправдан внутренним расследованием Red Bull. Апелляция, поданная сотрудницей Red Bull против этого решения, была затем отклонена.

Именно в связи с этой ситуацией разгорелся конфликт Хорнера с Йосом Ферстаппеном. Голландец заявил, что обвинения сделали положение Хорнера неприемлемым.

Крейг Слейтер объясняет, почему Кристиан Хорнер покинул Red Bull после 20 лет на посту руководителя.

Хорнер пользовался достаточной поддержкой, по крайней мере, части владельцев команды, чтобы остаться. Но по какой-то причине эта поддержка, похоже, ослабела.

Крейг Слейтер сообщил в среду: «Совладелец Red Bull Чалерм Йоовидья ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его в ходе расследований некоторых вопросов в компании, касающихся Хорнера, которые велись последние пару лет — сотрудница выдвинула обвинения, по которым два внутренних расследования его оправдали».

«Йоовидья поддерживал Хорнера в это время. Насколько я понимаю, в итоге эта поддержка исчезла».

Уход высокопоставленных сотрудников из Red Bull

Скандал также совпал с несколькими крайне громкими уходами из Red Bull.

Хотя перемещения персонала совершенно нормальны в Формуле 1, потеря трех важнейших фигур, внесших вклад в успех Red Bull, не могла не сказаться на положении Хорнера.

Самым значительным, несомненно, стал уход легендарного конструктора Формулы 1 Эдриана Ньюи, который был с Хорнером в Red Bull почти с самого начала.

Кристиан Хорнер шутливо назвал Эдриана Ньюи «большим страшилищем», когда увидел его в новой экипировке Aston Martin после ухода из Red Bull.

Когда-то близкие отношения между ними испортились. Предполагается, что обвинения против Хорнера стали одним из факторов в решении Ньюи уйти. Его уход был подтвержден в мае 2024 года, после чего он присоединился к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.

До ухода Ньюи, в 2023 году команду покинул главный конструктор Роб Маршалл, перешедший в McLaren. То, что McLaren сместила Red Bull с позиции доминирующей команды, возможно, связано с этим.

Наконец, совсем недавно спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды Sauber, которая в следующем году станет Audi.

Хотя некоторые уходы неизбежны, потеря трех таких столпов команды за столь короткий период выглядит не лучшим образом, особенно на фоне ухудшения результатов.

Жертва борьбы за власть в Red Bull?

Также произошли значительные изменения в руководящей структуре над Хорнером. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года началась явная борьба за контроль над командой.

Хорнер был в эпицентре этой борьбы и пользовался поддержкой таиландской стороны в лице Йоовидьи, но не Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, которому принадлежит 49 процентов бизнеса.

Матешиц не сохранил прямого управления командой, как его отец. Более заметной фигурой стал руководитель спортивного направления Red Bull Оливер Минцлафф, курирующий также футбольные проекты компании.

Мартин Брандл высоко оценил вклад Кристиана Хорнера в качестве руководителя команды Red Bull после шокирующей новости о его смещении с должности.

Именно Минцлафф поблагодарил Хорнера за его работу в заявлении, которым Red Bull подтвердила увольнение.

Хорнер обладал значительной властью внутри организации, но, похоже, она начала ослабевать с 2022 года, даже несмотря на успехи команды на трассе.

По словам Теда Кравица, «Похоже, австрийская сторона бизнеса, поддерживаемая Йосом Ферстаппеном, выиграла борьбу за власть».

«Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его дальнейшее пребывание на посту неприемлемо. С чем это связано, выяснится со временем».

Признак проблем с двигателем Red Bull 2026 года?

В следующем году нас ожидает то, что многие считают крупнейшим изменением регламента в истории спорта, причем введение более экологичных двигателей является ключевым элементом.

Red Bull создала собственное подразделение, Red Bull Powertrains, чтобы впервые разработать свой собственный силовой агрегат.

Любому новому производителю двигателей было бы трудно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari, но сложность нового регламента, похоже, усугубляет эту задачу.

В паддоке Формулы 1 циркулируют слухи, что Mercedes опережает всех в разработке двигателя для 2026 года, а Red Bull, предположительно, испытывает трудности.

Насколько известно, это всего лишь слухи. Но если руководство Red Bull получило информацию о том, что проект идет не гладко, это могло повлиять на их оценку работы Хорнера.

Придется подождать до предсезонных тестов 2026 года, чтобы получить хоть какие-то намеки на то, был ли проект по созданию силовых агрегатов проблемой.

Глеб Нестеров

Глеб Нестеров — московский журналист, освещающий мир MMA и смешанных единоборств на протяжении 6 лет. Известен своими репортажами с турниров, эксклюзивными интервью с бойцами и аналитическими материалами о техниках боевых искусств.