Предстоящий Гран-при Канады станет первым из двух последовательных этапов, где действующий чемпион Формулы-1 Макс Ферстаппен окажется в критической ситуации со штрафными баллами после спорных событий на прошлой гонке в Испании.
Штраф в 10 секунд по окончании гонки, который пилот Red Bull получил от стюардов за столкновение с Джорджем Расселом из Mercedes, стоил ему девять очков в зачете чемпионата (опустив его с пятого на десятое место). Однако еще более неприятным последствием стали три штрафных балла, добавленные к его суперлицензии F1.
Значение этой дополнительной санкции в том, что она увеличила общее количество баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев до 11. Это всего на один балл меньше предела, после которого, согласно правилам F1, автоматически наступает дисквалификация на одну гонку.
Объяснение системы штрафных баллов F1
Система штрафных баллов за нарушения правил на трассе была введена в F1 в начале сезона 2014 года, чтобы служить дополнительным сдерживающим фактором против частых инцидентов на трассе.
Помимо стандартных спортивных санкций (таких как штрафы времени, снижение позиций на стартовой решетке, проезд через пит-лейн и, в крайних случаях, дисквалификация), стюарды на Гран-при также имеют право начислять штрафные баллы (один, два или три) на суперлицензию пилота тем, кто признан виновным в нарушениях на трассе.
Суперлицензия является обязательным документом для всех пилотов, участвующих в Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.
В этом смысле система похожа на процесс накопления баллов на обычных водительских правах за дорожные правонарушения. Как и на дороге, пилоты дисквалифицируются, если набирают максимум 12 баллов за скользящий 12-месячный период.
Текущие штрафные баллы пилотов F1
Пилот | Баллы |
---|---|
Макс Ферстаппен | 11 |
Лиам Лоусон | 6 |
Нико Хюлькенберг | 4 |
Оскар Пиастри | 4 |
Оливер Берман | 4 |
Ландо Норрис | 3 |
Лэнс Стролл | 3 |
Карлос Сайнс | 2 |
Фернандо Алонсо | 2 |
Франко Колапинто | 2 |
Алекс Албон | 2 |
Джордж Рассел | 1 |
Восемь пилотов | 0 |
Спортивный регламент гласит: “Если пилот наберет двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия будет приостановлена на следующий этап соревнований, после чего двенадцать (12) баллов будут списаны с лицензии”.
“Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно списываются в двенадцатую (12) годовщину их начисления”.
Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?
- 30 июня 2024 г. – 2 балла – За столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии.
- 27 октября 2024 г. – 2 балла – За вытеснение Ландо Норриса за пределы трассы на Гран-при Мехико.
- 2 ноября 2024 г. – 1 балл – За слишком высокую скорость под режимом виртуальной машины безопасности в Спринте Сан-Паулу.
- 30 ноября 2024 г. – 1 балл – За излишне медленное движение и препятствование Джорджу Расселу в квалификации Гран-при Катара.
- 8 декабря 2024 г. – 2 балла – За столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби.
- 1 июня 2025 г. – 3 балла – За столкновение с Джорджем Расселом на Гран-при Испании.
Первые два балла Ферстаппена за столкновение в Австрии с Норрисом аннулируются через год после инцидента, 30 июня. Однако следующие два балла за Гран-при Мехико прошлого года будут списаны только в конце октября.
Это означает, что Ферстаппен, даже если избежит нарушений в Канаде и Австрии, останется на девяти баллах еще на девять Гран-при.
Какие инциденты могут повлечь за собой один штрафной балл?
Стюарды гонки могут выносить три штрафных балла за наиболее серьезные нарушения и один балл за менее значительные.
Открытого списка или “меню” инцидентов, за которые начисляется определенное количество баллов, не существует. Однако за 11 лет действия системы накопилось достаточно прецедентов, чтобы получить представление.
Как было указано выше, за последний год Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу: первый – за превышение скорости под виртуальной машиной безопасности в Спринте Сан-Паулу, второй – в Катаре за излишне медленное движение перед приближающимся Расселом в квалификации.
По стечению обстоятельств, Джордж Рассел получил свой единственный текущий балл в тот же уик-энд в Катаре за несоблюдение правила о сохранении дистанции в 10 корпусов машины позади машины безопасности.
Столкновения с другими машинами также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами), причем не только в гонках.
Пилот Aston Martin Лэнс Стролл получил один штрафной балл к своей суперлицензии на прошломесячном Гран-при Монако за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время первой тренировки.
Эстебан Окон, тем временем, получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он выехал из боксов Alpine и задел машину Леклера перед своими кругами до стартовой решетки Спринта.
Достигал ли кто-нибудь ранее лимита в 12 баллов?
Хотя несколько пилотов приближались к накоплению 12 активных баллов, только в прошлом сезоне, через десять лет после введения системы, кто-то достиг этой отметки: Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате пилот Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, и его место на уик-энде в Баку занял Оливер Берман.
До формального введения системы последним пилотом, отстраненным от Гран-при, был Ромен Грожан, который стал виновником массового завала в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также участвовал в инцидентах ранее по ходу сезона.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные нарушения, а Найджел Мэнселл был отстранен от участия в Гран-при Испании 1989 года.
Кто заменит Ферстаппена, если он пропустит гонку?
Конечно, Red Bull надеется и верит, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет “держать свой нос чистым” в Монреале и Австрии, чтобы избежать немедленной и нежелательной проблемы для команды.
Однако если им внезапно потребуется найти однократную замену для Ферстаппена, то одним из двух пилотов дочерней команды Racing Bulls — Айзак Хаджар или Лиам Лоусон — почти неизбежно будет призван на замену на один уик-энд рядом с Юки Цунодой.
Такая перестановка, в свою очередь, создаст однократную вакансию в младшей команде.
23-летний японец Аюму Иваса является более опытным запасным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных тренировочных сессиях обеих команд. 17-летний британец Арвид Линдблад, один из лидеров Формулы-2, также теперь стал жизнеспособным вариантом после того, как на этой неделе FIA удовлетворила давний запрос команды о получении суперлицензии для их протеже за два месяца до его 18-летия.