Предстоящий Гран-при Австрии станет последним этапом, на котором действующий чемпион мира Формулы 1 Макс Ферстаппен будет балансировать на грани получения штрафных баллов.
Спорный инцидент с участием Ферстаппена и Джорджа Расселла ранее в этом месяце на Гран-при Испании снизил его шансы в борьбе за титул, но дополнительным неприятным моментом стало начисление трех штрафных баллов на его суперлицензию Ф1.
Значимость этой дополнительной санкции заключается в том, что она довела количество баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев до 11 — всего один балл отделяет его от автоматической дисквалификации на одну гонку согласно регламенту Формулы 1.
Штрафные баллы остаются на лицензии пилота в течение одного года, после чего они аннулируются. Первые из текущих баллов Ферстаппена аннулируются не ранее 30 июня — понедельника после Гран-при Австрии этого уик-энда.
Ферстаппен прошел уик-энд Гран-при Канады без штрафов, хотя и выражал недовольство вопросами об угрозе бана после квалификации, где он стартовал вторым рядом с Джорджем Расселлом, который в итоге выиграл гонку у голландца.
«Никогда ничего нельзя гарантировать», — сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, отвечая на вопрос о шатком положении своего звездного пилота.
«Ему просто нужно избегать инцидентов… тогда первые баллы будут аннулированы в конце июня».
Ферстаппен провел первые восемь гонок этого сезона до Испании без штрафных баллов — и даже имел более длительные серии в прошлом — так что Red Bull, безусловно, верит, что их четырехкратный чемпион снова сможет найти правильный баланс. Но в Шпильберге, безусловно, не так много пространства даже для небольшой ошибки в контактной борьбе, учитывая, как быстро накопились штрафные баллы у Ферстаппена менее чем за год.
Объяснение системы штрафных баллов в Ф1
Система штрафных баллов за нарушения правил на трассе пилотами была введена в Формуле 1 с начала сезона 2014 года в качестве дополнительного сдерживающего фактора против постоянного участия в инцидентах на трассе.
В то время как спортивные санкции — такие как временные штрафы, штрафы на стартовой решетке, проезд через пит-лейн и, в самых крайних случаях, дисквалификации — являются одними из доступных вариантов для стюардов на Гран-при для наказания тех, кто признан преимущественно или полностью виновным в нарушениях на трассе, у них также есть возможность начислить штрафные баллы — один, два или три — на суперлицензию пилота.
Суперлицензия является обязательным требованием для всех пилотов, участвующих в гоночных уик-эндах Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.
В этом отношении система похожа на процесс накопления баллов на обычных водительских правах за дорожные нарушения. Как и на дороге, пилоты дисквалифицируются, если набирают максимум 12 баллов — что в случае Ф1 охватывает скользящий 12-месячный период.
Спортивный регламент гласит: «Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия будет приостановлена на следующую Гонку, после чего двенадцать (12) баллов будут аннулированы с лицензии».
«Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они будут соответственно аннулированы в двенадцатую (12) годовщину их начисления».
Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?
- 30 июня 2024 года — 2 балла — Вызов столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии
- 27 октября 2024 года — 2 балла — Вытеснение Ландо Норриса за пределы трассы на Гран-при Мехико
- 2 ноября 2024 года — 1 балл — Превышение скорости в режиме виртуального автомобиля безопасности в Спринте в Сан-Паулу
- 30 ноября 2024 года — 1 балл — Необоснованно медленная езда и создание помех Джорджу Расселлу в квалификации Гран-при Катара
- 8 декабря 2024 года — 2 балла — Вызов столкновения с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби
- 1 июня 2025 года — 3 балла — Вызов столкновения с Джорджем Расселлом на Гран-при Испании
Первые два балла Ферстаппена за его столкновение с Норрисом в Австрии аннулируются в годовщину инцидента, 30 июня, но следующие два балла за инцидент в Мехико в прошлом году не будут аннулированы до конца октября.
Это означает, что Ферстаппен, даже если избежит баллов, ведущих к дисквалификации в Австрии, останется с девятью баллами еще на девять Гран-при.
Какие инциденты могут повлечь начисление одного штрафного балла?
Гоночные стюарды могут начислить три штрафных балла за наиболее серьезные нарушения, и один балл за менее значительные инциденты.
В четверг FIA впервые обнародовала два документа, которые стюарды используют в качестве руководства по стандартам вождения и штрафам. Хотя документы не имеют регуляторной силы, и стюарды принимают решения независимо от FIA на основе применимых правил, рекомендации предлагают соответствующие наказания примерно за 100 типичных нарушений.
Как подробно описано выше, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты за последний год — первый за превышение скорости в режиме виртуального автомобиля безопасности в Спринте в Сан-Паулу, второй в Катаре за необоснованно медленную езду перед приближающимся Расселлом в квалификации.
Расселл, кстати, набрал свой единственный текущий балл на той же неделе в Катаре за несоблюдение правила, которое требует от пилота соблюдать дистанцию в 10 корпусов машины за автомобилем безопасности.
Столкновения с другими машинами также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) — и не только в гонках.
Пилот Aston Martin Лэнс Стролл получил один балл на свою суперлицензию на прошломесячном Гран-при Монако за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время пятничной тренировки.
Тем временем Эстебан Окон получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд из пит-лейн, когда он покинул гараж Alpine и врезался в бок машины Леклера перед началом его кругов на стартовой решетке Спринта.
Достигал ли кто-нибудь ранее лимита в 12 баллов?
Хотя несколько пилотов подходили близко к накоплению 12 активных баллов на лицензии, только в прошлом сезоне — через десять лет после введения системы — кто-то достиг отметки в двенадцать баллов, когда это сделал Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате пилот Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, и Оливер Берман занял его место на уик-энд в Баку.
До введения формальной системы последним пилотом, дисквалифицированным на один Гран-при, был Ромен Грожан после того, как он вызвал массовое столкновение нескольких машин в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был участником инцидентов ранее по ходу сезона.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были дисквалифицированы в 1994 году за различные нарушения, а Найджел Мэнселл был отстранен от участия в Гран-при Испании 1989 года.
Кого Red Bull привлечет, если Ферстаппен пропустит гонку?
Red Bull, конечно, надеется и оптимистично настроена, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет «избежать инцидентов» в Австрии, чтобы эта ситуация не стала немедленной и нежелательной проблемой для команды.
Но если бы им внезапно потребовалось найти одноразовую замену для Ферстаппена, то один из двух пилотов дочерней команды Racing Bulls — Изак Хаджар или Лиам Лоусон — почти неизбежно был бы привлечен, чтобы заменить его на один уик-энд рядом с Юки Цунодой.
Однако такое перестроение, в свою очередь, создало бы одноразовую вакансию в юниорской команде, которую нужно было бы заполнить.
23-летний японец Аюму Иваса является более опытным запасным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных тренировочных сессиях обеих команд, в то время как 17-летний британец и лидер Формулы 2 Арвид Линдблад также теперь стал бы реальным вариантом после того, как давний запрос команды на исключение для получения суперлицензии для их протеже был удовлетворен FIA на этой неделе за два месяца до его 18-летия.