Кристиан Хорнер уволен с поста руководителя команды Red Bull в Формуле 1 с немедленным вступлением в силу после 20 лет во главе коллектива.
Red Bull сообщил Хорнеру о шокирующем решении во вторник вечером. На следующее утро 51-летний Хорнер обратился к команде с эмоциональной речью на базе в Милтон-Кинс, Великобритания.
По информации Sky Sports News, также команду Red Bull покинули два высокопоставленных менеджера, тесно связанных с Хорнером.
Мартин Брандл из Sky Sports F1 заявил, что Хорнер сказал ему, что “причина его увольнения не была названа”. В заявлении Red Bull причина также не была указана.
Red Bull подтвердил, что Лоран Мекис заменит Хорнера на посту генерального директора и руководителя команды, перейдя из дочерней команды Racing Bulls. Эту команду теперь возглавит Алан Пермейн.
“Это стало для меня шоком”, — сказал заплаканный Хорнер сотрудникам Red Bull в видеозаписи, полученной Sky Sports News.
“У меня была возможность поразмыслить за последние 12 часов, и я хотел встать перед вами всеми, чтобы сообщить эту новость и выразить свою благодарность каждому члену команды, который так много отдал за последние 20 с половиной лет”.
“Когда я пришел 20 лет назад, у меня было меньше седых волос. Я пришел в команду, не зная, чего ожидать, но меня сразу же приняли, и мы начали строить то, что стало доминирующей силой в Формуле 1. Наблюдать за этой командой и быть ее частью — самая большая привилегия в моей жизни”.

Управляющий директор Red Bull Оливер Минцлафф заявил в официальном сообщении команды: “Мы хотим поблагодарить Кристиана Хорнера за его исключительную работу на протяжении последних 20 лет”.
“С его неустанной преданностью делу, опытом, знаниями и инновационным мышлением он сыграл решающую роль в становлении Red Bull Racing как одной из самых успешных и привлекательных команд в Формуле 1”.
“Спасибо за все, Кристиан, ты навсегда останешься важной частью истории нашей команды”.
Хорнер руководил командой в двух периодах доминирования Red Bull в Формуле 1: с Себастьяном Феттелем команда завоевала четыре подряд титула чемпиона мира среди пилотов и Кубка конструкторов с 2010 по 2013 год, а Макс Ферстаппен выигрывал последние четыре титула среди пилотов с 2021 по 2024 год. Red Bull также выигрывала Кубок конструкторов в 2022 и 2023 годах.
Достижения Red Bull под руководством Хорнера
- Восемь титулов чемпиона мира среди пилотов
- Шесть Кубков конструкторов
- 124 победы в гонках
- 107 поул-позиций
- 287 подиумов
Последние 18 месяцев были для Хорнера турбулентными как на трассе, так и за ее пределами.
В феврале 2024 года против него были выдвинуты обвинения в неподобающем поведении со стороны сотрудницы, но после апелляции прошлым летом они были отклонены. Хорнер последовательно отрицал все обвинения.
McLaren обогнала Red Bull и стала доминирующей командой в Ф1, а несколько высокопоставленных фигур покинули коллектив из Милтон-Кинс за последние 18 месяцев, включая легендарного конструктора Эдриана Ньюи (ушедшего в Aston Martin) и спортивного директора Джонатана Уитли (перешедшего в Sauber). Также команду покинул Роб Маршалл, который теперь успешно работает в McLaren.

Последней гонкой под руководством Хорнера стал Гран-при Великобритании в Сильверстоуне в воскресенье, где Ферстаппен стартовал с поул-позиции, но финишировал пятым после разворота на мокрой трассе.
Четырехкратный чемпион Ферстаппен отстает на 69 очков от лидера чемпионата Оскара Пиастри на экваторе сезона.
Red Bull в настоящее время занимает четвертое место в Кубке конструкторов, отставая от лидера McLaren на 288 очков. Ferrari и Mercedes также опережают их.
В этом сезоне Ферстаппен набрал 165 из 172 очков команды Red Bull. Дебютант Лиам Лоусон был отстранен с поста напарника голландца всего после двух гонок, а Юки Цунода также испытывает трудности за рулем второй машины Red Bull и финишировал последним в двух последних гонках.
Анализ: В Red Bull не все было гладко
Анализ Мартина Брандла, Sky Sports F1…
“Это не полная неожиданность, учитывая проблемы в команде. Мне довольно грустно из-за этого. Я считаю Кристиана другом, и он проделал невероятную работу за 20 лет”.
“Он выиграл огромное количество гонок и чемпионатов мира для пилотов и команды. Он взял команду, которая была Stewart, а затем Jaguar, испытывающей трудности, превратил ее в огромный комплекс в Милтон-Кинс и добился невероятных успехов и обширной коллекции трофеев”.
“Находясь в паддоке Ф1, несложно почувствовать, увидеть и услышать, что дела шли не особо хорошо”.
“[Обвинения и расследование] вероятно, сыграли свою роль, но я считаю, что это связано также с результатами. Возможно, это делает более вероятным то, что Ферстаппены останутся в команме — я думаю, это стало довольно личным”.
“Есть несколько аспектов, но в частности то, что машина испытывает трудности, хотя они блестяще выигрывали гонки в этом году”.
“Кристиан сказал мне, что “причина его увольнения не была названа”. Ничто не вечно. Все движется дальше”.
“Red Bull уже внесла значительные изменения, пригласив Лорана Мекиса из Racing Bulls — их дочерней команды — а Алан Пермейн возьмет там бразды правления, так что они быстро нашли решения”.
Анализ: Потеря поддержки и напряженность в команде
Анализ Крейга Слейтера, Sky Sports News…
“Что касается причин расставания Хорнера и Red Bull, нам следует посмотреть на линии разлома, которые существовали в команме уже некоторое время”.
“Частично это связано с разделенным владением командой. Сорок девять процентов компании Red Bull принадлежит семье Матешиц — Марку Матешицу, сыну Дитриха Матешица. Эта часть собственности, принадлежащая Австрии, в значительной степени контролировала различные спортивные проекты, в частности, команду Ф1”.
“Пятьдесят один процент принадлежал тайской стороне, Чалерму Йоовидья, который ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его, пока в компании шли расследования по некоторым вопросам, связанным с Кристианом Хорнером, которые продолжались последние пару лет. Сотрудница выдвинула обвинения против Кристиана Хорнера, от которых два внутренних расследования его очистили”.
“Чалерм Йоовидья поддерживал Кристиана Хорнера в этот период. Насколько я понимаю, эта поддержка в итоге иссякла”.
“Другой аспект всего этого — непростые отношения между Хорнером и Ферстаппенами, в частности, Йосом Ферстаппеном, отцом Макса Ферстаппена”.

“За последний год или около того команду покинул ряд высокопоставленных людей. Джонатан Уитли, Эдриан Ньюи — лучший конструктор, Роб Маршалл, который очень успешно работает в McLaren, и другие сотрудники”.
“Red Bull пытается построить двигатель для 2026 года, но я думаю, что воспринимаемая напряженность внутри команды, постепенная потеря успехов на трассе и тот факт, что, возможно, имидж команды — а имидж очень важен для Red Bull, помните, они продают напиток… Команда казалась несчастливой, иначе и не скажешь, в последние пару лет”.
“Это все равно большой сюрприз, потому что эта команда продолжала выигрывать гонки, выигрывала гонки в этом году, и Кристиан Хорнер сыграл абсолютно решающую роль в том, чем стала эта команда сегодня. Он создал ее с нуля из очень маленькой структуры”.
“Я думаю, это окончательный исход борьбы за власть, которая была очевидна в этой команде последние пару лет, и в конечном счете это борьба за власть, которую Кристиан Хорнер проиграл”.
20 лет Хорнера во главе Red Bull
Хорнер был назначен руководителем команды Red Bull в январе 2005 года, через два месяца после того, как компания по производству энергетических напитков купила команду Jaguar F1. В возрасте 31 года он стал самым молодым руководителем команды в истории Формулы 1.
Он помог привлечь Ньюи в команду в ноябре 2005 года, но только в 2009 году команда одержала свою первую победу, когда Феттель выиграл дождливый Гран-при Китая.

В том году Red Bull одержала еще пять побед и финишировала второй в Кубке конструкторов, уступив Brawn GP, а Феттель также финишировал вторым в зачете пилотов, отставая на 11 очков от чемпиона мира Дженсона Баттона.
В следующие четыре года Феттель и Red Bull доминировали в спорте, завоевав титулы пилотов и Кубок конструкторов с 2010 по 2013 год.
Новые регламенты на двигатели положили конец этому доминированию, и Mercedes стали командой, которую нужно было побеждать. Red Bull выиграла всего три гонки в 2014 году, одну в 2015 году и две в 2016 году — одна из которых была победа Ферстаппена в его дебютной гонке за команду на Гран-при Испании.
Несмотря на то, что команда не боролась за чемпионство, Хорнер оставался у руля, и в 2021 году Red Bull снова завоевала титул чемпиона мира, когда Ферстаппен опередил Льюиса Хэмилтона в спорных обстоятельствах на финале сезона в Абу-Даби.

На следующий год голландец отстоял свой титул, а Red Bull завоевала свой первый Кубок конструкторов за девять лет в 2022 году. Сезон 2023 года стал самым доминирующим в истории Ф1: команда выиграла 21 из 22 гонок.
Но за последние 18 месяцев будущее Хорнера оказалось под пристальным вниманием после обвинений в неподобающем поведении.
Хронология событий вокруг Хорнера
- 5 февраля 2024 года: Red Bull подтверждает расследование в отношении Хорнера после обвинений в неподобающем поведении, выдвинутых сотрудницей. Хорнер “полностью отрицает” обвинения.
- 9 февраля: Хорнер проводит первую встречу с внешним адвокатом.
- 15 февраля: Хорнер впервые высказывается на презентации Red Bull и отрицает неправомерные действия.
- 22 февраля: Хорнер снова выступает на пресс-конференции Ф1 и заявляет, что не может комментировать процесс.
- 28 февраля: Обвинения против Хорнера отклонены.
- 29 февраля: Хорнер вновь отрицает обвинения после утечки материалов расследования.
- 7 марта: Сотрудница, обвинившая Хорнера, отстранена от работы.
- 16 марта: Женщина, обвинившая Хорнера, подает апелляцию на решение Red Bull.
- 8 августа: Апелляция против Хорнера отклонена.
Что теперь для Ферстаппена?
Будущее Ферстаппена в Red Bull также было в центре внимания. Его отец, Йос, заявил год назад в Бахрейне, что Red Bull “взорвется”, если Хорнер останется на своем посту.
В прошлом году Ферстаппен выиграл свой четвертый подряд титул, но, несмотря на контракт до 2028 года, его связывают с возможным переходом. Руководитель команды Mercedes Тото Вольфф подтвердил в последние недели, что провел переговоры с голландцем.

Брандл добавил в эфире Sky Sports News: “Посмотрим. Каждое очко, каждый подиум, каждая победа и титул чемпиона мира, которые Макс завоевал благодаря своему гениальному пилотированию, были в машине Red Bull”.
“Он часто заявлял, что хочет завершить свою карьеру в Red Bull, если сможет. В следующем году они впервые представляют собственный двигатель в рамках крупнейших изменений в истории Ф1 — одновременно с изменением шасси и силовой установки. Кристиан полностью руководил этим аспектом команды”.
“Мы знаем, что у Макса есть пункт о возможном уходе, основанный на его позиции в чемпионате мира на конец этого месяца”.
“Означает ли это, что он, скорее всего, уйдет или, скорее всего, останется? Я могу только предположить, что это означает, что он, скорее всего, останется в команде”.
Что дальше для Хорнера?
Что будет делать Хорнер дальше, пока неизвестно. 51-летний специалист посещал каждый Гран-при, в котором участвовала Red Bull, на протяжении всех 20 лет своего руководства.
Его связывали с должностью руководителя команды Ferrari в прошлом, совсем недавно, в мае, когда немецкое издание BILD заявило, что позиция Фреда Вассера находится под угрозой и что руководство итальянской команды установило “неформальный” контакт с Хорнером.

Выступая на Гран-при Испании после этого сообщения, Хорнер сказал, что “всегда очень приятно, когда тебя связывают с другими командами”, но настаивал, что его преданность Red Bull.
Единственная команда в пелотоне без руководителя на данный момент — это Alpine, хотя французский коллектив недавно подписал Стива Нильсена в качестве управляющего директора для надзора за повседневной деятельностью команды.
Карун Чандхок в эфире Sky Sports News сказал: “Кристиан был одним из самых успешных руководителей команд в истории Ф1, уж точно в современной истории. 20 лет во главе этой команды и 14 завоеванных титулов чемпиона мира в общей сложности — это фантастический результат”.
“Он находился в “кипящем котле” Формулы 1 на протяжении 20 лет, всегда на переднем плане. Он, как известно, не пропустил ни одной гонки за рулем Red Bull. Это было долгое время, так что, возможно, он хочет немного отдохнуть”.
“Может ли он перейти в Ferrari? Было много слухов, что они пытались нанять его в разных случаях, но этого не произошло… Лично я не думаю, что он туда пойдет”.
“Может ли он оказаться в Alpine? С точки зрения личной жизни, он мог бы продолжать жить в Великобритании. Захочет ли он отрывать своих детей от привычной жизни? Захочет ли он менять всю свою жизнь? Вероятно, нет”.
“Alpine по-прежнему базируется в “долине автоспорта” в Оксфордшире, и они ищут руководителя команды. Они наняли Стива Нильсена в качестве управляющего директора, а старый друг Кристиана, Флавио Бриаторе, руководит [Alpine] в качестве исполнительного консультанта. Это может быть возможное будущее место работы для Кристиана Хорнера, если, конечно, он решит продолжить работать в этом “кипящем котле” Формулы 1″.
Еще одним потенциальным вариантом для Хорнера может стать инвестирование или совладение командой.

Комментатор Sky Sports F1 Дэвид Крофт сказал: “[Кристиан] смотрит на Тото Вольффа (руководителя Mercedes) и видит человека, который за тот же период стал владельцем трети команды Формулы 1. Кристиан, я уверен, с некоторой завистью смотрит на это и думает: “вот где я должен быть, потому что я того же масштаба””.
“Если такая возможность появится, мы обязательно увидим Кристиана Хорнера снова”.
“Alpine — вероятный кандидат на это, но у Alpine могут быть и другие претенденты, так что это не факт, что Кристиан сможет купить долю в Alpine. Кроме того, откуда у него возьмется финансирование? Хотя он богатый человек, я не думаю, что у него такие же возможности, как у Тото Вольффа”.
“Ferrari — это были лишь спекуляции, и это, возможно, далеко от истины и, вероятно, слишком рано выпрыгивать из огня да в полымя где-нибудь в Маранелло”.
“Я думаю, пока он возьмет паузу, ему не нужно торопиться. Но я предполагаю, что в не слишком отдаленном будущем мы будем стоять где-то у базы команды и говорить, что Кристиан Хорнер вернулся в Формулу 1”.
Кто заменит Хорнера? Лоран Мекис
Мекис возглавлял дочернюю команду Red Bull, Racing Bulls, с начала сезона 2024 года.
Он начал свою карьеру в Ф1 в команде Arrows в начале 2000-х, затем перешел в Minardi. Команда была куплена Red Bull в 2005 году и переименована в Toro Rosso.
Он ушел в 2014 году, чтобы присоединиться к FIA, а затем перешел в Ferrari в 2017 году, чтобы стать их спортивным директором.

Мекис был назначен заместителем руководителя команды и гоночным директором в Ferrari в 2021 году, а в июле 2023 года было объявлено, что он уйдет, чтобы вернуться в нынешнюю команду Racing Bulls и заменить Франца Тоста на посту руководителя команды.
Мекис заявил: “На протяжении последних полутора лет было абсолютной привилегией возглавлять Racing Bulls, и я хотел бы поблагодарить всех наших талантливых сотрудников как в Фаэнце, так и в Милтон-Кинс”.
“Заглядывая в будущее, я рад принять на себя роль генерального директора и руководителя команды Red Bull Racing — одной из самых успешных и динамичных команд в спорте. Это честь быть частью этой группы блестящих людей, которые воплощают дух Red Bull”.
“Вместе мы достигнем отличных результатов, опираясь на невероятное наследие, оставленное Кристианом Хорнером за два десятилетия его руководства”.