Юки Цунода остался в недоумении после того, как квалифицировался последним на Гран-при Испании и отстал на круг от своего напарника по Red Bull Макса Ферстаппена, финишировав 13-м в гонке.
Цунода не смог пройти в третий сегмент квалификации (Q3) третий этап подряд и набрал всего семь очков с начала сезона, когда он сменил Лиама Лоусона перед третьим этапом в Японии.
После квалификации в Испании Цунода сообщил Sky Sports F1: “Внезапно по сравнению с другими Гран-при я значительно потерял в скорости.
“С первой тренировки сцепление было очень низким. Происходило что-то странное. Мы старались исправить проблему, но, честно говоря, что бы мы ни делали, баланс улучшался, но общего шага вперед не было.
“Круг, который я показал в первом сегменте квалификации, меня вполне устроил, уверенность была, но самого сцепления не было вообще. Это довольно сложная ситуация.”
Результаты Юки Цуноды в Red Bull в текущем сезоне
Этап | Квалификация | Гонка |
---|---|---|
Гран-при Японии | 14-й | 12-й |
Гран-при Бахрейна | 10-й | 9-й |
Гран-при Саудовской Аравии | 8-й | сход |
Гран-при Майами | 10-й | 10-й |
Гран-при Эмилии-Романьи | 20-й | 10-й |
Гран-при Монако | 12-й | 17-й |
Гран-при Испании | 20-й | 13-й |
Хотя Цунода и попадал в Q3 (в Бахрейне, Саудовской Аравии и Майами), он пока не показал результатов, которые помогли бы Red Bull и Ферстаппену в борьбе за пятый титул, чего удавалось Серхио Пересу стратегически в некоторых гонках 2021 и 2022 годов. Вне этого периода ни один из напарников Ферстаппена не был близок к нему по темпу.
“Уже седьмой год мы ведем эти разговоры. Семь лет,” — сказал Карун Чандхок из Sky Sports F1 в шоу F1.
“Это ужасно долгий срок с тех пор, как Red Bull не смогли найти второго пилота, достаточно конкурентоспособного, чтобы набирать нужные результаты и очки, с момента ухода Даниэля Риккардо в конце 2018 года.
“Все пилоты, которые прошли через эту систему — Пьер Гасли, Алекс Элбон — все они показывают результаты в других машинах, не так ли? Есть что-то фундаментально неправильное в том, как эта машина спроектирована или работает для других пилотов. Она настолько заточена под Макса. Это напоминает времена Михаэля Шумахера в Benetton.
“Шумахер ушел [после 1995 года], и команда выиграла всего одну гонку за следующие семь лет, хотя до этого выиграла два чемпионата мира подряд. И в этом риск [для Red Bull].
“Если Макс уйдет, вся структура должна будет переосмыслить подход к проектированию машин для других пилотов.”
Делает ли стиль пилотирования Аджора сильным кандидатом для Red Bull?
Red Bull не демонстрирует никаких признаков скорой замены Цуноды, а Ферстаппен даже защитил своего напарника после недавних трудностей.
“Юки — не блин. Это [проблема со вторым пилотом Red Bull] длится уже давно,” — сказал он.
“Может быть, это знак. Чего? Того, что вы можете решать сами.”
Неясно, что именно имел в виду Ферстаппен, но его комментарии могут указывать либо на его собственный исключительный уровень, либо на недостатки машин Red Bull, либо на оба фактора.
Ферстаппен, который широко считается лучшим пилотом на текущей решетке, известен своей способностью работать с машинами и настройками, которые ставят в тупик некоторых из лучших гонщиков мира.
Ему нравится острый передний мост, что может привести к нестабильности задней части машины — настройка, которую другие пилоты избегают, поскольку им не хватает уверенности, чтобы агрессивно и рано нажимать на газ.
Пока Цунода испытывает трудности, Исак Аджор продолжает впечатлять в своем дебютном сезоне в Racing Bulls, показав сильные результаты на последних двух этапах в Монако и Испании, где он финишировал шестым и седьмым соответственно.
Аджор тестировал машину Red Bull 2024 года в конце прошлого года и отметил, что машина была “комфортной”, а не трудной в управлении. Наблюдатели заметили, что он пилотирует агрессивно, что наводит на мысль, сможет ли француз справиться с колоссальной задачей стать напарником Ферстаппена в Red Bull.
“Есть один пилот, которого в Racing Bulls считают очень похожим по стилю на Макса Ферстаппена. Я не думаю, что он готов прямо сейчас. Но является ли Исак Аджор решением их проблем?” — задался вопросом Дэвид Крофт из Sky Sports F1.
“Если Аджор наиболее близок к Максу Ферстаппену, то ему будет легче адаптироваться к этой машине, которая была спроектирована и доработана больше под Макса.
В Red Bull говорят, что поскольку Серхио Перес в прошлом году неохотно давал обратную связь, вся обратная связь исходила от Макса, поэтому машина пошла в “максимальном” направлении.”
Кристиан Хорнер об Исаке Аджоре
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер:
“Думаю, он был самым выдающимся новичком. Он превзошел все наши ожидания.
Он был быстр, стабилен и постоянно показывал результат. Его будущее, если он продолжит выступать так же, очень ярко.”
Однако Чандхок отметил, что в Red Bull говорили, что стиль пилотирования Лоусона также был похож на стиль Ферстаппена еще до этого года. Действительно, Кристиан Хорнер заявлял, что Лоусон “не боится иметь очень острый передний мост у машины”.
“Если бы я был Аджором, если бы команда когда-либо начала упоминать [возможность перехода в Red Bull], я бы категорически отказался, максимально сильно отказался,” — сказал Чандхок.
“Он отлично справляется в Racing Bulls. Он в отличной позиции. Просто категорически откажитесь и скажите: `Ни за что!`”
Аджор превзошел Лоусона в семи квалификациях, проведенных в качестве напарников в Racing Bulls, и финишировал в топ-10 пять раз против одного раза у Лоусона.
Чемпион мира Формулы-1 2016 года Нико Росберг согласен с мнением Чандхока о том, что французу не стоит стремиться перейти в Red Bull.
“Если бы я был Аджором, если бы команда когда-либо начала упоминать (возможность перехода в Red Bull), я бы буквально отказался, отказался бы как можно сильнее,” — сказал он.
“Он отлично справляется с Racing Bulls. Он в прекрасной позиции. Просто категорически откажитесь и скажите: `Ни в коем случае!`”.
Напарники Макса Ферстаппена в Red Bull
Пилот | Сезон(ы) | Гонки |
---|---|---|
Даниэль Риккардо | 2016-2018 | 58 |
Пьер Гасли | 2019 | 12 |
Алекс Элбон | 2019-2020 | 26 |
Серхио Перес | 2021-2024 | 90 |
Лиам Лоусон | 2025 | 2 |
Юки Цунода | 2025 | Текущий |
Примечание: Данные по Лоусону и Цуноде, указанные как “2025”, относятся к их выступлению в команде Racing Bulls, тесно связанной с Red Bull, в текущем сезоне (2024). Лоусон провел 5 гонок за AlphaTauri в 2023 году, а Цунода выступает за AlphaTauri/Racing Bulls с 2021 года. В таблице, вероятно, ошибка в годе для Лоусона/Цуноды, указанных как “2025”.
Почему пилоты Ф1 отказываются быть напарником Ферстаппена?
Цунода — пятый по счету напарник Ферстаппена после того, как Даниэль Риккардо ушел по собственному желанию, приняв выгодное предложение от Renault с 2019 года.
Следующие два эксперимента Red Bull с многообещающими пилотами из собственной системы — Гасли и Элбон — продлились всего 12 и 26 гонок соответственно.
Это привело к тому, что в 2021 году они пригласили Переса. И пока Red Bull возвращалась к победам в чемпионатах в последующие годы, это партнерство работало хорошо, до середины 2023 года, когда характеристики машины Red Bull снова начали доставлять мексиканцу постоянные проблемы.
Гасли и Элбон оба показали себя с лучшей стороны после ухода из Red Bull, а Перес может вернуться на стартовую решетку в следующем году. Дискуссия о напарниках Ферстаппена сводится к вопросу: Макс просто настолько хорош по сравнению с другими пилотами, или машина специально спроектирована под него?
“Я считаю, что Макс Ферстаппен, без преувеличения, “убийца” напарников. Быть его напарником просто ужасно”, — сказал Росберг.
“Никто не приближается к нему ближе, чем на шесть десятых секунды, что в Формуле-1 — это как другая категория. Бедный Юки, который является фантастическим пилотом, сейчас находится в этой ситуации и действительно испытывает трудности. Это так тяжело. Он проезжает круги, которые кажутся ему хорошими, но при этом сильно отстает. Находиться в такой ситуации очень непросто.
“Мне трудно понять, почему [команда не может настроить машину под Цуноду]. Все просто указывает на то, что Макс Ферстаппен особенный.
И это единственное, что можно сказать об этом, потому что все эти парни — отличные пилоты. Похоже, он просто на другом уровне по сравнению со всеми остальными.”
Кристиан Хорнер о Юки Цуноде
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер:
“Думаю, единственное, что мы можем сделать, это дать ему время и поддержку и постараться найти настройки, в которых у него будет уверенность.
Управление этими машинами полностью зависит от уверенности, и это то, что ему нужно обрести. Думаю, он справится.
Он быстр. Ему просто нужно собрать все воедино. Мы постоянно видим проблески скорости. Нам просто нужно увидеть, как он реализует весь потенциал. Думаю, он на это способен.”
Однако Чандхок, похоже, не согласен и сравнил ситуацию в Red Bull со случаями в MotoGP, где чаще встречается, что определенные гонщики могут максимально использовать потенциал своей техники.
“Думаю, если бы вы были одним из четырех-пяти лучших пилотов Формулы-1, у вас было бы много сомнений относительно возможности сесть в эту машину и сразу поехать,” — пояснил он.
“Эта тема не так часто обсуждается в Ф1, потому что мы ожидаем, что хорошие и великие пилоты будут адаптируемыми и справятся.
Карлос Сайнс пять раз менял команды, он учился стилю и справлялся. Оскар Пиастри перешел в McLaren, мы слышали о проблемах Даниэля [Риккардо] и о том, что машина ему не подходит, и Оскар просто сел и поехал.
Конечно, адаптивность присутствует у хороших пилотов, но я считаю, что пример Red Bull очень экстремален. Это то, что мы часто слышим в MotoGP, где гонщики часто говорят, что определенный мотоцикл и определенный стиль построены под одного гонщика, и другим требуется много времени для адаптации.
Пример Red Bull — единственный, который приходит мне на ум, кроме, как я уже сказал, Benetton в 1990-х годах, что является параллелью с MotoGP. У нас такое было, например, с Ducati, которую мог пилотировать только Кейси Стоунер.
Я думаю, это довольно рискованный шаг для любого из топ-пилотов — перейти туда, потому что машина, кажется, находится на своего рода экстремальной грани с точки зрения требований к пилоту.”