Несмотря на то, что McLaren явно обладала самой быстрой машиной в течение первых четырех с половиной гонок сезона Формулы-1 2025 года, стратегический ход Red Bull в квалификации Гран-при Саудовской Аравии дал Максу Ферстаппену шанс захватить лидерство в чемпионате мира.

Доминирующая форма McLaren на тренировках в Джидде заставила большинство прогнозировать поул-позицию для Ландо Норриса и Оскара Пиастри, представляющих действующих чемпионов среди конструкторов, но субботняя вечерняя сессия в итоге оказалась крайне драматичной.

Лидер чемпионата мира Норрис разбил свою машину на первом быстром круге в Q3, в результате чего оказался 10-м на стартовой решетке, с небольшими надеждами на сохранение своего лидерства над Пиастри и Ферстаппеном в верхней части турнирной таблицы.

Инцидент также оставил чуть более восьми минут на часах в Q3, чего едва хватало оставшимся гонщикам для попытки проехать два быстрых круга, если они того хотели.

Этот вариант имел смысл только для Ферстаппена и Джорджа Рассела из Mercedes, которые на этом этапе квалификации все еще располагали двумя комплектами свежих мягких шин.

Пиастри завершил свой первый быстрый круг как раз перед аварией Норриса, установив время и использовав первый из двух оставшихся новых комплектов мягких шин.

Red Bull воспользовалась моментом, и инженер Ферстаппена Джампьеро Ламбьязе отправил голландца на первую попытку, в которой он занял предварительную поул-позицию, вернув давление на своих соперников.

Затем Рассел, а потом и Пиастри на мгновение заняли первое место, прежде чем Ферстаппен – после четко выполненного пит-стопа для смены шин на свежие – вырвал поул у австралийца всего на сотую долю секунды.

Тот факт, что Ферстаппен смог занять предварительную поул-позицию на своей первой попытке, стал еще более впечатляющим из-за того, что топлива в его машине хватило бы на обе попытки.

Ферстаппен хвалит стратегическое решение, а Хорнер раскрывает минимальный запас времени

Ферстаппен сказал: «Авария означала только то, что вам нужно изменить свой подход. Я не был полностью уверен, что делать.

«В конце концов, GP (Ламбьязе) сказал, давайте заправим на два круга. Таким образом, вы проходите первый круг на использованных шинах для выезда из боксов, затем заезжаете на пит-стоп и переходите на новые. Вы везете больше топлива, поэтому вы немного медленнее в первый раз.

«Но это было правильное решение. Для меня это было определенно правильным решением с точки зрения ощущения машины и приближения к пределу».

Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер объяснил, что стратегия оставила команде из Милтон-Кейнса всего 25 секунд запаса для выполнения Ферстаппеном двух попыток, но также настоял на том, что наивысшей похвалы заслуживает его гонщик за еще один идеальный квалификационный круг.

Хорнер сказал: «Это оставило нас прямо на грани выполнения двух попыток, на что было 25 секунд запаса, или же просто остаться и сделать одну?»

«Мы решили сделать две попытки, что создает давление, потому что, если возникает какая-либо проблема, вы теряете этот запас времени».

«Что меня особенно впечатлило, так это то, что из-за пит-стопа вам приходится везти топливо».

«Таким образом, у него было на шесть или семь килограммов больше топлива на первом круге, на котором он показал быстрейшее время, оказав давление на остальных. И затем, опять же, его последний круг был выдающимся».

Упустил ли Mercedes шанс?

Рассел оказался в почти идентичной ситуации с Ферстаппеном после аварии Норриса, но Mercedes предпочла дождаться всего одной попытки в последние минуты.

Британец сказал, что вариант с двумя попытками обсуждался, и что решение не идти на него в конечном итоге заставило его быть более осторожным в своей единственной попытке.

«Больше обсуждалось то, чтобы на самом деле стартовать на новых, а затем поставить использованные», — сказал Рассел.

«Я уверен, что это обсуждалось на пит-уолле. Я не посвящен во все разговоры, потому что я просто управляю машиной в этот момент, и я доверяю команде. Но это то, что мы обсудим позже».

«Как гонщик, просто зная, что у тебя есть только один круг… особенно на такой трассе, как эта, нужно быть полностью преданным делу».

«Первый поворот… вы заставляете шины быть как можно более холодными, и у меня не было уверенности, чтобы толкать их еще сильнее. Я потерял немного времени на круге из-за того, что мои шины были немного слишком горячими, потому что я был немного слишком осторожен с ними».

Что касается Пиастри, он рассказал, что McLaren также рассматривала возможность попытаться втиснуть дополнительную попытку, но пришла к логичному выводу, что риск перевешивает награду.

Пиастри сказал: «Мы говорили об этом, да, но решили отказаться. Учитывая, что у меня уже было время на круге, мне не нужно было ставить еще одно».

«Это было бы крайне рискованно. Как сказал Макс, ему пришлось заправляться на всю дистанцию. Этот первый круг на использованных шинах с немного большим количеством топлива, вы взвешиваете, сколько вы узнаете, по сравнению с тем, насколько это вас отвлекает».

«Когда у вас нет времени на круге, это совсем другой сценарий. У нас же, когда время уже было установлено, мы проехали три или четыре новых комплекта подряд. Мы решили пойти на один круг в конце, и я думаю, что для нас это было правильное решение».

Пиастри уверен, Ферстаппен осторожен в отношении гоночного темпа

Все это означает, что если Ферстаппен сможет одержать победу в воскресенье, он станет лидером чемпионата, если только Норрис не финиширует вторым.

Ферстаппен всего на восемь очков отстает от Норриса, а Пиастри на три очка отстает от своего напарника по команде McLaren в борьбе за титул.

Но Пиастри начнет гонку в качестве фаворита. Преимущество McLaren над остальными было больше в гоночной комплектации, поскольку они меньше страдают от деградации шин, особенно в жарких условиях.

Ключом для Пиастри будет как минимум удержать второе место на старте, тогда у McLaren будет возможность использовать тактику подрезки или перерезки против Ферстаппена в гонке, которая, как ожидается, будет с одним пит-стопом, в случае, если не будет машин безопасности.

«Я думаю, у нас хороший темп. Я думаю, что Red Bull и Макс выглядят здесь более конкурентоспособными, чем на прошлой неделе [в Бахрейне]», — сказал Пиастри.

«Сузука не является совершенно иной трассой, чем, например, эта, с большим количеством скоростных поворотов, поэтому для меня, по крайней мере, имеет смысл, что они немного более конкурентоспособны, и мы посмотрим, как это отразится на гонке».

«Я чувствую уверенность в том, что у нас есть. Здесь много зон DRS, что является приятным отличием от Сузуки».

Пиастри упоминает Сузуку, потому что Ферстаппен лидировал от старта до финиша в Японии после аналогичного квалификационного сюрприза, но эта трасса, как известно, сложнее для обгонов по сравнению с трассой Джидда Корниш.

В McLaren заявили, что будут «более агрессивными» после победы Ферстаппена в Японии, поэтому воскресная гонка станет первым ключевым испытанием этой теории.

Ферстаппен, который дважды побеждал в Джидде, не уверен, хватит ли ему темпа, чтобы удержать Пиастри позади.

«До сих пор [я] не очень уверен, честно говоря», — сказал он. «Мои длинные серии кругов были не особенно хороши по сравнению с Оскаром или Ландо. Я собираюсь отдать все, что у меня есть, это точно».

«Означает ли это, что у меня достаточно? Я не знаю. Но машина определенно сделала шаг вперед по сравнению с тем, что мы тестировали вчера».

«Поэтому я надеюсь, что это также поможет нам с ресурсом шин, но трудно сказать, даст ли это возможность бороться. Но, как я уже сказал, я собираюсь попытаться».

Сможет ли Рассел одержать первую победу в 2025 году?

Рассела нельзя сбрасывать со счетов в борьбе, поскольку он стремится продолжить свой великолепный старт сезона, отставая от Норриса всего на 14 очков в турнирной таблице.

Стартовав третьим на решетке, Расселу, вероятно, нужно будет опередить Пиастри на первом круге, чтобы дать себе шанс на сенсационную победу Mercedes.

«Я думаю, что все зависит от первого поворота, если честно. Мы с Максом только что разговаривали. Мы оба признаем, что McLaren — явные фавориты и определенно имеют темп над всеми остальными», — сказал Рассел.

«Если Оскар выйдет вперед, вы, вероятно, увидите повторение Бахрейна. Если мы останемся в порядке, в котором квалифицировались, я думаю, что это может быть напряженная гонка до пит-стопов».

«Средняя шина в этом году была прошлогодней мягкой, которую использовал только один гонщик за всю гонку. Мы видели, что шины были слишком жесткими в Японии. Мы все настаивали на более мягких шинах».

«Надеюсь, это не сделает гонку легкой прогулкой с одним пит-стопом, и на столе может оказаться пара разных стратегий».

«Может случиться все, что угодно, но McLaren будет разочарована»

В то время как McLaren сохраняет оптимизм после квалификации, возможность того, что Ферстаппен возглавит чемпионат мира после пяти гонок, в которых McLaren имела потенциал доминировать, должна вызвать тревогу в команде из Уокинга, по мнению Берни Коллинз.

«У них действительно очень быстрая гоночная машина, но, как и в Японии не так давно, эти выходные в основном были посвящены тому, чтобы сегодня занять первый ряд».

«Оскар добился этого, но он будет чувствовать себя немного подавленным из-за того, что это не P1. И есть вопросы о том, чтобы выжать все из машины сегодня».

«Когда у вас самая быстрая машина, и мы считаем, что это так, нужно реализовывать все, когда есть шанс».

«Здесь в гонке может случиться все, что угодно, поэтому вы должны быть готовы воспользоваться возможностями, конечно. (Исполнительный директор McLaren Racing) Зак Браун хорошо это продавал, но я думаю, что они будут немного разочарованы».