Международная автомобильная федерация (ФИА) приняла решение сократить максимальные штрафы для гонщиков на 50%. Эти изменения являются частью обновленных правил, которые также позволят судьям различать нарушения, совершенные непосредственно на трассе, и проступки за ее пределами.
Обновленные положения о нарушениях поведения, включая использование нецензурной лексики, были введены в Международный спортивный кодекс ФИА в январе 2025 года. Изначально они предусматривали увеличение штрафов, а также возможность дисквалификации и лишения очков чемпионата для повторных нарушителей.
Как до, так и после вступления в силу этих изменений, гонщики Формулы-1 и Чемпионата мира по ралли (WRC), выступающие под эгидой ФИА, выражали свое несогласие и критику, направленную в основном на президента ФИА Мохаммеда Бен Сулайема, считая наказания слишком суровыми.
Объявление ФИА об изменениях, сделанное в среду, последовало за заявлением Бен Сулайема в прошлом месяце. Тогда он сообщил, что рассматривает возможность внесения корректировок в правила после получения “конструктивной обратной связи” от пилотов.
Бен Сулайем прокомментировал ситуацию: “Как бывший раллийный гонщик, я не понаслышке знаю весь спектр эмоций, с которыми сталкиваешься во время соревнований. Я провел масштабный совместный анализ с участием представителей всех семи чемпионатов мира ФИА, членских клубов ФИА и других автоспортивных организаций.
Объявленные сегодня ФИА улучшения в Приложении B гарантируют, что мы продолжим поощрять лучшие образцы спортивного поведения в автоспорте, одновременно предоставляя судьям эффективное руководство для действий против лиц, которые могут дискредитировать спорт. ФИА всегда будет стремиться к тому, чтобы автоспорт был доступен для всей нашей спортивной семьи.”
В среду ФИА опубликовала обновленную версию “Приложения B” Международного спортивного кодекса, в котором подробно описаны “руководящие принципы для судей по назначению штрафов”.
Ключевые изменения включают снижение максимального базового штрафа за проступки гонщиков, в том числе за нецензурную лексику, с 10 000 до 5 000 евро. Кроме того, судьи получат возможность полностью приостанавливать исполнение штрафа за определенные виды нарушений, если они совершены пилотом или командой впервые.
Важнейшим нововведением является то, что судьи, отвечающие за применение правил на гоночных уик-эндах, теперь смогут различать “контролируемую” и “неконтролируемую” среду. Это означает, что гонщики теперь вряд ли будут наказаны за нецензурную лексику, произнесенную во время соревнований на трассе, но по-прежнему могут понести наказание за использование оскорбительных выражений, например, на пресс-конференциях.
Тем временем базовый штраф за более серьезные проступки также был сокращен вдвое — с 40 000 до 20 000 евро.
ФИА заявила: “После одобрения Всемирным советом по автоспорту посредством электронного голосования, измененное Приложение B позволит судьям различать `контролируемую` и `неконтролируемую` среду, эффективно признавая разницу между языком, используемым в `неконтролируемых` и `контролируемых` условиях.”
“К `контролируемой` среде относятся, например, пресс-конференции, тогда как `неконтролируемая` среда подразумевает спонтанные комментарии гонщиков или команд на трассе или во время спецучастка ралли”, — пояснили в федерации.
Еще одним заметным изменением в правилах стало то, что оскорбление официальных лиц теперь будет наказываться спортивными санкциями, а не штрафами. ФИА отмечает, что этот шаг приводит ее в соответствие с практикой “других крупных мировых спортивных организаций”.
Нарушения со стороны гонщиков будут наказываться минимальным штрафом в три позиции на стартовой решетке. Если нарушение совершено руководителем команды или ее членом, это приведет к штрафу в три позиции для обеих машин команды. За проступки, совершенные во время спринтерских сессий, наказание будет менее строгим — пятисекундный штраф по времени.
Объявление в среду также появилось на фоне сообщений о том, что Бен Сулайем предлагает изменения в устав ФИА, которые, по всей видимости, еще больше расширят его контроль над руководящим органом автоспорта.
По информации BBC Sport, Бен Сулайем предлагает поправки, включающие перенос крайнего срока для получения одобрения кандидатов на участие в предстоящих президентских выборах ФИА в декабре, где он планирует баллотироваться на второй срок.
Эти изменения также могут предоставить Бен Сулайему возможность не допустить любого потенциального кандидата к участию в выборах против него.
Бывший чемпион мира по ралли Карлос Сайнс на прошлой неделе заявил о своем интересе баллотироваться на эту должность.
Руководство Мохаммеда Бен Сулайема в ФИА окутано противоречиями с момента его прихода на пост президента в декабре 2021 года.
В организации произошла беспрецедентная текучесть кадров на руководящих должностях. Последним заметным уходом стала отставка заместителя президента по спорту Роберта Рейда в прошлом месяце, который сослался на обеспокоенность направлением управления в ФИА под руководством Бен Сулайема.