Смена пилота и отставка руководителя команды всего через шесть гонок сезона обычно не являются признаками процветания в Формуле 1. Но действительно ли Alpine переживает кризис?
Оливер Оукс неожиданно покинул пост руководителя команды вечером во вторник, всего за несколько часов до того, как Alpine официально подтвердила уже известный слух: Джека Дуэна заменит Франко Колапинто на предстоящем Гран-при Эмилии-Романьи.
Хотя первоначальные предположения о связи этих двух событий оказались ошибочными, само по себе это не слишком обнадеживает для команды, которая, пожалуй, была самой нестабильной в Формуле 1 за последнее десятилетие.
После появления этих новостей Карун Чандхок из Sky Sports F1 и корреспондент Sky Sports News Крейг Слейтер провели специальный выпуск шоу The F1 Show, чтобы проанализировать ситуацию.
В чем смысл нестандартной «ротации» пилотов от Alpine?
Хотя многие СМИ Формулы 1 еще к вечеру воскресенья на прошедшем Гран-при Майами сообщали, что Дуэн потерял место в пользу Колапинто, Alpine все же сумела преподнести сюрприз, подтвердив этот переход.
Они представили изменение состава как `ротацию`, подтвердив Колапинто как напарника Пьера Гасли только на следующие пять этапов сезона 2025 года.
Подобное соглашение редко встречается в недавней истории спорта, и решение команды сделать публичной его краткосрочность весьма примечательно.
По мнению Alpine, перед серьезным изменением регламента в следующем году, которое, как они надеются, позволит им подняться вверх по сетке, они хотят оценить своих молодых пилотов уже сейчас, чтобы гарантировать сильнейший состав к 2026 году.
Слейтер пояснил: «В Alpine считают, что в следующем сезоне у них будет хорошая машина. У них двигатели Mercedes [примечание: вероятно, ошибка в источнике, у Alpine двигатели Renault] и их шасси уже очень хорошее. Они могут стать одной из четырех команд, претендующих на борьбу за чемпионство в следующем году. Некоторые даже связывают Макса Ферстаппена с Alpine, хотя сейчас это кажется маловероятным. Они верят в Гасли и хотят оценить наилучшую пару пилотов на 2026 год».
Связан ли переход Колапинто только с деньгами?
Существует более скептическая точка зрения на это пятиэтапное соглашение, которая сводится к деньгам.
Колапинто впечатляюще дебютировал, проведя девять гонок за Williams в конце прошлого сезона, и быстро привлек значительных спонсоров и популярность в родной Аргентине.
Помимо его гоночного потенциала, его статус на южноамериканском рынке, вероятно, сыграл важную роль в том, что исполнительный директор Alpine Флавио Бриаторе заплатил Williams €4,5 млн (£3,8 млн) за подписание Колапинто в рамках пятилетнего соглашения об аренде.
Слейтер сказал: «Как мне стало известно, финансовая составляющая сыграла большую роль в том, что он заменил Дуэна. Сумма, которую может получить Alpine, довольно значительна. Они заплатили Williams за переход Колапинто по этому, как мы считаем, пятилетнему соглашению об аренде, и поэтому есть обязанность вернуть эти деньги».
«Тот факт, что соглашение всего на пять гонок, необычен. Думаю, ожидается, что если он выступит достойно, то останется в команде до конца года».
Пятиэтапное соглашение должно способствовать заключению выгодных спонсорских контрактов и даст Alpine возможность гарантировать поступление ожидаемых средств.
Повезло ли Дуэну, и окончена ли его карьера в Ф1?
Дуэн, похоже, был обречен еще до начала своего дебютного сезона в Ф1; январское подписание Alpine Колапинто в качестве резервного пилота сразу породило слухи о том, что дни австралийца сочтены.
На этом фоне он испытывал огромное давление, и хотя были проблески скорости, две крупные аварии, а также сход в Майами, сделали его положение уязвимым.
Хотя теоретически тот факт, что команда называет изменение «ротацией», дает Дуэну надежду на возвращение за руль, есть подозрение, что следующая возможность достанется другому молодому резервному пилоту Alpine, Полу Арону.
Слейтер сказал: «Они уже посмотрели на Джека Дуэна. Полностью исключать его возвращение, видимо, нельзя, но, думаю, это маловероятно».
«Есть также Пол Арон и Колапинто. Арон и Колапинто провели четыре тестовых заезда в этом сезоне на машине 2023 года, так что у них была возможность оценить способности и готовность обоих, возможно, к следующему году».
Чандхок считает, что терпение Дуэна в этой некомфортной ситуации объясняется тем, что Alpine все еще остается его наиболее вероятным путем обратно на стартовую решетку.
Чандхок сказал: «С приходом Cadillac, конечно, много разговоров о рынке пилотов, но я не слышу, чтобы Джек был в числе главных кандидатов у кого-либо. Думаю, его лучший вариант — это если Колапинто покажет себя плохо, они отстранят его и дадут Джеку еще тестовых заездов и шанс немного улучшиться».
«Что-то нечистое» за отставкой Оукса?
Время отставки Оукса заставило большинство прийти к логичному выводу, что он ушел из-за несогласия с Бриаторе по поводу смены пилота. Однако это оказалось не так.
Бриаторе опубликовал заявление в среду, настаивая на хороших отношениях с Оуксом и утверждая, что отставка связана с «личными» причинами. Оукс подтвердил это своим заявлением.
Выступая незадолго до того, как заявления были опубликованы в Instagram, Чандхок поделился своими подозрениями относительно ситуации.

Он сказал: «Я чувствую подвох. Думаю, в Alpine что-то более нечистое».
«Он не ушел только из-за решения по пилоту. Он не отказался от шанса быть одним из десяти руководителей топ-команд в спорте только из-за того, кто займет второе место».
«Так что, на мой взгляд, происходит нечто большее, что еще не стало полностью очевидным».
Слейтер добавил: «Все указания, которые я получил, говорят о том, что его уход не обязательно связан со сменой пилота. Возможно, это что-то другое».
«Возможно, это просто удобный момент, чтобы отойти в сторону на фоне этих событий».
Переживает ли Alpine кризис?
За последние годы в Alpine хватало драмы: Оукс стал четвертым руководителем команды, покинувшим свой пост с начала 2021 года.
Были и другие высокопоставленные уходы из технического и управленческого отделов. Кроме того, команда упустила потенциально великолепный состав пилотов в лице Фернандо Алонсо и Оскара Пиастри, позволив обоим уйти в конце 2022 года.
Несмотря на эту нестабильность, Alpine привлекла €200 млн (£170 млн) инвестиций от группы инвесторов, включая голливудских звезд и спортивных легенд, таких как Рори Макилрой и Энтони Джошуа.
2025 год — последний сезон, когда команда, принадлежащая Renault Group, будет выступать как заводская: Renault объявила в прошлом году об отмене планов по производству двигателей для сезона Ф1 2026 года и далее.
Чандхок поставил под вопрос, не свидетельствуют ли недавние действия команды о том, что они готовятся заработать на нынешней популярности Ф1 путем продажи в ближайшем будущем.
Он сказал: «Чего они пытаются достичь? Ведь они больше не заводская команда [после 2025]. Они пытаются развивать бренд Alpine, я полагаю, но это не массовый автомобиль. Сложно оправдать цифры [затрат] против выгоды. Они просто играют в игру повышения стоимости? В таком случае, почему бы не продать сейчас? Во всем этом много вещей, которые для меня до сих пор не сходятся. Я не понимаю общую стратегию».
Слейтер добавил: «Возможно, из всего этого хаоса выйдет что-то позитивное для Alpine. Но на данный момент им нужно успокоиться и прекратить все эти перемены».